Как показали данные проведённого американскими учёными исследования, визиты представителей фармацевтических компаний и раздача бесплатных образцов, обходящиеся компаниям в миллиарды долларов, практически не оказывают влияния на назначения врачами лекарственных средств.
Фармацевтические компании потратили 5,3 миллиарда долларов на рассылку информации о лекарственных средствах врачам или визиты медицинских представителей с целью продвижения на рынке их продукции. В ходе данных визитов было роздано бесплатных образцов на сумму 16,4 миллиарда долларов. Однако, исследование, длившееся 2 года и охватившее 74000 врачей, показало, что однократные, а нередко и многократные визиты представителей фармацевтических компаний практически не оказывают влияния на выбор лекарственных препаратов врачами. Более того, они могут приводить к противоположному эффекту.
В ходе исследования было проанализировано влияние числа бесед с врачами, а также количества предоставленных бесплатных образцов на число назначений трех широко использующихся лекарственных препаратов. Согласно полученным данным, чтобы вызвать одно новое назначение наиболее широко продававшегося препарата, необходимо провести 3 дополнительных визита или раздать 26 бесплатных образцов.
Исследователи объясняют такие результаты скептическим или негативным отношением многих врачей к распространителям лекарственных средств, поскольку предоставляемая ими информация направлена на продвижение препарата на рынке и является неточной и необъективной. При выборе препарата врачи в большей степени ориентируются на данные медицинской литературы, а также практические рекомендации, созданные различными профессиональными группами.
Drug sales visits affect doctors a little - US study.
Medscape
Комментарии редакции сайта:
Необходимо отметить, что данное исследование проводилось в США.
А можно ли перенести эти результаты на Россию?
Так, чтобы понять ключевые различия между «ними» и «нами», нужно всего лишь задуматься над несколькими вопросами:
- Много ли российских врачей регулярно принимают участие в международных съездах и конференциях, на которых можно получить новую информацию, и без которых просто не мыслят свою практическую деятельность наши зарубежные коллеги?
- Часто ли обычный врач приобретает нужную ему литературу по специальности?
- Много ли российских врачей имеют доступ к доказательным источникам информации, систематическим обзорам?
- Можно ли сравнивать информационную нагрузку зарубежных врачей и наших докторов? Так, обычный врач на Западе получает по подписке в среднем 12 изданий (как платных, так и бесплатных) по его специальности в неделю. А сколько врачей в России получают хотя бы 1 журнал в месяц по своей специальности?
- Всегда ли до наших врачей доходят приказы, методические рекомендации и указания Министерства здравоохранения (теперь и социального развития)?
- Есть ли у наших врачей персональные электронные справочники, где можно найти исчерпывающую информацию о лекарственном средстве, показаниях и противопоказаниях к его назначению, режимах дозирования и возможных лекарственных взаимодействиях?
- Считается, что 80-90% врачей на Западе используют ресурсы Интернет в своей практической деятельности, и только 7,5% российских врачей регулярно обращаются к Всемирной информационной сети за поиском необходимой информации.
Поэтому в России роль медицинских представителей совершенно иная. Нередко именно от медицинских представителей врач получает необходимую в его практической деятельности информацию о препаратах, узнаёт о новых лекарственных средствах, получает методические пособия и рекомендации Минздрава. При поддержке медицинских представителей и фармацевтических компаний в городах, удалённых от столиц (Москвы и Санкт-Петербурга), проводятся региональные конференции с участием крупных специалистов в той или иной области. Поэтому редакция сайта Antibiotic.ru призывает фармацевтические компании и их представителей продолжать их полезную деятельность, не забывая о качестве и достоверности предоставляемой врачам информации о лекарственных средствах, и желает им быть более корректными и интеллигентными в оценке препаратов других компаний. Врачам нужно давать объективную информацию, а они сами примут решение, какой препарат применять в конкретной ситуации.
18927
фармацевтические компании, медицинский представитель, выбор лекарственных средств |